Рассмотрим получше: работа с CMR
Аббревиатуру CMR уже многие годы как мантру повторяют все, чья работа связана с международными перевозками товаров — настолько часто они сталкиваются с ней. Но даже с таким популярным документом всё не так просто.
«Просто» и «CMR» — не самые совместимые понятия. Некоторым приходится потратить какое-то время, чтобы понять: что это такое, зачем и как с ней работать?
Что же такое CMR
На деле CMR — это сводный документ,международная товарно-транспортная накладная, которая объединяет в себе всю важную информацию об участниках перевозки, транспорте и грузе.
Но на этом её функционал не ограничивается, ведь ещё она нужна для:
- официального подтверждения передачи груза от отправителя перевозчику, а от него к получателю;
- пропуска товара через таможню;
- бухгалтерских операций (например, для получения нулевой ставки НДС).
Мы расскажем в этом материале о том, как и кто работает с CMR-накладной, чтобы у вас сложилось общее представление о документе и работе с ним.
Отправитель
Путь CMR начинается в кабинете отправителя, где на бланках единого образца пишут всю необходимую информацию в полях с 1 по 15, 20 и 21.
Для одной перевозки делают минимум пять экземпляров: три для каждого участника и остальные для таможенных служб.
Не все графы в CMR могут быть заполнены. Но нельзя сказать, что они лишние — в накладной всё предусмотрено, например, если груз не опасный, или к перевозчику нет особых требований, то соответствующие пункты оставляют пустыми.
Ставить печать пока рано, сперва нужно погрузить товар.
Перевозчик
Перевозчик тоже вносит свой вклад в заполнение CMR, но только после погрузки.
Сперва он должен проверить, соответствует ли информация в накладной тому, что ему поручено перевезти, и одновременно с этим убедиться в отсутствии повреждений груза и упаковки.
Все замечания по грузу перевозчик должен вписать в графу 18 еще до отправления. Только так он сможет доказать, что если груз поврежден, то это произошло не по его вине.
Погрузка окончена. CMR заполнена. Перевозчик и отправитель всё проверили и со всем согласны — можно ставить печати и подписи. Отправитель делает это в графе 22 на каждом листе, подтверждая тем самым, что данные верны, и он передает товар. Перевозчик делает то же самое в графе 23, подтверждая, что товар принят.
Фирма-отправитель оставляет у себя оригинальный экземпляр.
Сотрудники таможни
В накладной, помимо изначально указанных сведений, в ходе перевозки появляется множество печатей и отметок: вписываются номера контейнеров, пломб и транзитных деклараций или указываются сроки доставки груза на таможню.
Но самое главное, что к получателю приходит бланк CMR уже с печатью о прохождении таможни.
Получатель
Принимая груз, получатель должен не забыть написать в CMR дату выгрузки и поставить свою печать. Без этого перевозка не будет считаться официально завершенной.
Таким образом, международная товарно-транспортная накладная CMR является удобным документом. Ведь вместо того, чтобы в пути искать информацию и ставить печати в целой стопке различных бумаг, можно использовать только одну, которая объединяет в себе всё самое необходимое